18-10-2013, 12:20
Шоссе получило название по направлению к селу Пятница на Истринском водохранилище. В древности оно носило название Большая Волоцкая дорога и, проходя через водораздел рек Барышиха и Всходня (Сходня), вело в Волок Ламский. С основанием в 1656 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря путь в Волоколамск переместился на юг, и старая дорога утратила прежнее значение, окончательно придя в упадок после сооружения в 1935 году Истринского водохранилища.[1][2]
В черту Москвы вошло в 1986 году, как основная улица деревни Митино. В начале 90-х годов на территории деревни было развёрнуто массовое жилищное строительство, а в 500-х метрах восточнее Пятницкого шоссе параллельно была проложена новая магистраль, получившая неофициальное название Новопятницкое шоссе.
21 февраля 1995 года Пятницкому шоссе было присвоено новое название — Митинская улица, а Новопятницкому шоссе присвоено название Пятницкое шоссе.
Трасса старого Пятницкого шоссе приблизительно совпадает с трассой нынешней Митинской улицы до дома № 41, затем отклоняется во дворы домов 4-го микрорайона Митина.
В честь Пятницкого шоссе названа одноимённая станция метро, открытая 28 декабря 2012 года.
Историческая справка
История деревни Сабурово на речке Баньке восходит к середине XV века, хотя поселение на этом месте наверняка находилось и ранее.
Уже с VII века на территории современного Красногорского района селились древние славяне-вятичи. Они жили большими общинами, занимались земледелием и настолько мирно сосуществовали со своими соседями, что на долю археологов не осталось ни следов земляных укреплений, ни железного оружия. Лишь случайные находки черепков глиняной посуды напоминают об их присутствии. Однако в IX-XIII веках у племен появился обычай насыпать курганы над захоронениями умерших. Шесть таких курганов (один высотой более 7 м, прозванный «Великой могилой») были обнаружены недалеко от деревни Митино.
В IX веке земли вятичей вошли в состав Владимирского княжества. Они служили не только форпостом его южных границ, но и местом оживленных торговых связей со Смоленским, Черниговским и Киевским княжествами.
В XIII-XIV веках эти земли стали частью Горетова стана (название произошло от реки Горетовка) – самой большой волости образовавшегося самостоятельного Московского княжества. Они прикрывали его границы от враждебных тверских и литовских князей. Именно тогда появилась традиция давать земли по берегам рек Истры, Всходни и их притоков во владения воеводам, пришедшим со своими дружинами на службу к московскому князю. Среди них был и воевода Сабур, чье имя увековечено в названиях многих поселений в Северном и Южном округах Москвы, а также бывшем Коломенском уезде.
Род Сабуровых ведет свое начало от Чета (в крещении Захария), князя Татарского. Собственно, Сабур – это татарское имя, которое в переводе означает «терпеливый», «выносливый». Другое значение слова «сабур» - горький сок растения алоэ; так называли едкого, язвительного человека. В смешанных русско-татарских семьях довольно долго сохранялся обычай давать детям двойные имена (второе, некрестильное, часто становилось прозвищем). Так были названы и два родных брата – Федор Сабур и Иван Годун, положившие начало двум знаменитым российским фамилиям: Сабуровым и Годуновым.
Сабуровы принадлежали к костромским помещикам и служили галицкому князю Дмитрию Шемяке (?-1453), который покушался на московский престол и коварно ослепил взятого в плен московского князя Василия II (1415-1462), прозванного после этого Темным. Когда военная удача отвернулась от Шемяки, он послал к Василию Темному для мирных переговоров своего боярина Михаила Федоровича Сабурова (сына Федора Сабура), который не вернулся к господину и остался на московской службе. При дворе московского князя Сабуров сделал блестящую карьеру, в частности, став первым боярином-дворецким, распоряжавшимся всеми придворными служителями, управлявшим Приказом Большого дворца и землями, с которых Большой дворец получал доход.
За неоценимые услуги, оказанные Михаилом Сабуровым (?-1464) матери великого князя Ивана Васильевича – Софье Витовтовне (1371-1453), он был пожалован из ее личного надела огромным имением по берегам речек Баньки и Грязливой: более тысячи десятин земли с 18 поселениями, из которых ныне сохранилась только деревня Сабурово. Из шести сыновей Михаила Сабурова пятеро стали боярами при дворе Ивана III. А сын Ивана III - Василий III - женился на правнучке Михаила Сабурова – Соломонии (ок. 1490–1542). К сожалению, их союз оказался бесплодным. После 20 лет брака Соломония была заточена в монастырь, где, по легенде, родила-таки законного наследника, но сохранила ребенка в тайне. Василий III женился вторично, на Елене Глинской, и их сын – Иван IV Грозный - всю жизнь провел в страхе перед призраком «старшего брата», который мог заявить свои права на престол.
После этих событий род Сабуровых оказался в опале, а их владения, видимо, конфискованы. Во всяком случае, в середине XVI века селом Сабуровом уже владел боярин Иван Григорьевич Морозов. В 1558 году его вдова Агриппина Морозова подарила Сабурово с находящейся в нем церковью Воскресения Христова и еще 17 деревень митрополиту Московскому и всея Руси.
В качестве митрополичьих владений Сабурово прозябало почти целое столетие. Дело в том, что крестьянские души обычно не входили в дарственную и оставались за прежним хозяином, а новый владелец не всегда мог заселить обширные земли. В 1627 году в Сабурове насчитывалось «крестьян 2 двора, бобылей 4 и 15 пустошей». Но после того, как село передали в управление монахам Новинского монастыря, оно сильно разрослось. По сведениям 1678 года, село Сабурово состояло из монастырского двора, «11 дворов крестьян, людей в них 44 человека, 6 дворов бобыльских, в них 19 человек, да в бегах крестьянский сын». В другой описи 1685 года упоминаются монастырский двор, часовня на старом кладбище, 16 крестьянских дворов и 73 человека населения. К 1704 году дворов в Сабурове насчитывалось 23, а крестьянских душ – 81.
Наиболее полное описание Сабурова, проведенное в связи с секуляризацией церковных владений, относится к 1764 году: «Село Сабурово стоит на речке Бане, расстоянием от Москвы в 25 верст. Во оном селе по последней 744 году бывшей ревизии крестьянских 102 души. К этому селцу по писцовым дачам земли 464 чети с осминою в поле, а в дву потому ж. Во оном селе 11 осмаков с половиною, в половине 4 души. С тех осмаков денежных доходов в Экономическое ведомство ничего не собирается. Сенных покосов 320 копен. В том селе пашни казенной не имеется. Управителей, прикащиков и писцов никого не имеется. Работников в Синодальный дом не посылалось. В наличности казенного хлеба не имеется. Збирается со оных крестьян оброчных денег с каждой души по рублю, итого 102 рубли. За 6 пустошей збирается по 15 рублев. С мелниц помолных денег и хлеба не сбирается. Неокладных всяких экономических, с садов, огородов, за проданной скот и прочих доходов не платят. Не збираются выводные денги за баб и за девок. Земель и лугов, которые отдаются в оброк, не имеется. Оного селца обще со всех крестьян оброчного хлеба збирается управительского жалования ржи и овса по 2 четверти бес четверика. С пашни приплодного и пятинного не плотится. Столовой запас, также и конюшенных припасов не збирается. Управителей не имеется, а только збирается управительское хлебное жалование. За неимением грамоте вместо выборного старосты Ильи Иванова и десяцкого Федора Дмитриева села Ангелова церкви Николая чудотворца иерей Василий Михайлов руку приложил».
В конце XVIII века Сабурово было назначено центром Сабуровской экономической волости, в которую вошли села Ангелово, Куркино, Рождествено, Чернево, Юрлово, деревни Алешкино, Барашки, Бутаково, Ивановское, Марфино-Каменка, Назарово, Пенягино, Петрово, Путилково, Усково. Оно настолько расцвело, что местные крестьяне квалифицировались как «богато-зажиточные».
Своим благосостоянием Сабурово было обязано не сельскому хозяйству и не скотоводству (местные крестьяне скотины практически не держали), а промыслам – в селе находились мебельные мастерские. К моменту отмены крепостного права в Сабурове на 71 крестьянский двор приходилось 22 мебельные мастерские, в которых производился товар на 9000 рублей в год. Кроме того, местные женщины и девушки вязали на продажу шерстяные чулки и перчатки. Благодаря этому при отмене крепостного права местные крестьяне сохранили за собой практически все земельные угодья, излишки которых сдавали в аренду.
К 1899 году население деревни выросло до 512 человек, из которых больше половины занималось промыслами и лишь три десятка уходили работать на сторону. Кроме того, в Сабурове находилось имение титулярного советника Алексея Ивановича Смирнова. К 1911 году в деревне появилось земское училище и три чайных лавки. Достаточно благополучно складывалась судьба Сабурова и в советские годы: в нем располагались колхоз имени Димитрова, Сабуровский мебельный промколхоз, усадьба Сабуровского лесопаркхоза и школа 1-й ступени. В 1939 году в деревне проживало 600 человек. После войны начался постепенный отток населения, хотя в Сабурове сохранялся большой питомник для лесопосадок и опытные лесники.
Сегодня деревня Сабурово относится к Красногорскому району Московской области, до Красногорска ходит маршрутное такси.
В черту Москвы вошло в 1986 году, как основная улица деревни Митино. В начале 90-х годов на территории деревни было развёрнуто массовое жилищное строительство, а в 500-х метрах восточнее Пятницкого шоссе параллельно была проложена новая магистраль, получившая неофициальное название Новопятницкое шоссе.
21 февраля 1995 года Пятницкому шоссе было присвоено новое название — Митинская улица, а Новопятницкому шоссе присвоено название Пятницкое шоссе.
Трасса старого Пятницкого шоссе приблизительно совпадает с трассой нынешней Митинской улицы до дома № 41, затем отклоняется во дворы домов 4-го микрорайона Митина.
В честь Пятницкого шоссе названа одноимённая станция метро, открытая 28 декабря 2012 года.
Историческая справка
История деревни Сабурово на речке Баньке восходит к середине XV века, хотя поселение на этом месте наверняка находилось и ранее.
Уже с VII века на территории современного Красногорского района селились древние славяне-вятичи. Они жили большими общинами, занимались земледелием и настолько мирно сосуществовали со своими соседями, что на долю археологов не осталось ни следов земляных укреплений, ни железного оружия. Лишь случайные находки черепков глиняной посуды напоминают об их присутствии. Однако в IX-XIII веках у племен появился обычай насыпать курганы над захоронениями умерших. Шесть таких курганов (один высотой более 7 м, прозванный «Великой могилой») были обнаружены недалеко от деревни Митино.
В IX веке земли вятичей вошли в состав Владимирского княжества. Они служили не только форпостом его южных границ, но и местом оживленных торговых связей со Смоленским, Черниговским и Киевским княжествами.
В XIII-XIV веках эти земли стали частью Горетова стана (название произошло от реки Горетовка) – самой большой волости образовавшегося самостоятельного Московского княжества. Они прикрывали его границы от враждебных тверских и литовских князей. Именно тогда появилась традиция давать земли по берегам рек Истры, Всходни и их притоков во владения воеводам, пришедшим со своими дружинами на службу к московскому князю. Среди них был и воевода Сабур, чье имя увековечено в названиях многих поселений в Северном и Южном округах Москвы, а также бывшем Коломенском уезде.
Род Сабуровых ведет свое начало от Чета (в крещении Захария), князя Татарского. Собственно, Сабур – это татарское имя, которое в переводе означает «терпеливый», «выносливый». Другое значение слова «сабур» - горький сок растения алоэ; так называли едкого, язвительного человека. В смешанных русско-татарских семьях довольно долго сохранялся обычай давать детям двойные имена (второе, некрестильное, часто становилось прозвищем). Так были названы и два родных брата – Федор Сабур и Иван Годун, положившие начало двум знаменитым российским фамилиям: Сабуровым и Годуновым.
Сабуровы принадлежали к костромским помещикам и служили галицкому князю Дмитрию Шемяке (?-1453), который покушался на московский престол и коварно ослепил взятого в плен московского князя Василия II (1415-1462), прозванного после этого Темным. Когда военная удача отвернулась от Шемяки, он послал к Василию Темному для мирных переговоров своего боярина Михаила Федоровича Сабурова (сына Федора Сабура), который не вернулся к господину и остался на московской службе. При дворе московского князя Сабуров сделал блестящую карьеру, в частности, став первым боярином-дворецким, распоряжавшимся всеми придворными служителями, управлявшим Приказом Большого дворца и землями, с которых Большой дворец получал доход.
За неоценимые услуги, оказанные Михаилом Сабуровым (?-1464) матери великого князя Ивана Васильевича – Софье Витовтовне (1371-1453), он был пожалован из ее личного надела огромным имением по берегам речек Баньки и Грязливой: более тысячи десятин земли с 18 поселениями, из которых ныне сохранилась только деревня Сабурово. Из шести сыновей Михаила Сабурова пятеро стали боярами при дворе Ивана III. А сын Ивана III - Василий III - женился на правнучке Михаила Сабурова – Соломонии (ок. 1490–1542). К сожалению, их союз оказался бесплодным. После 20 лет брака Соломония была заточена в монастырь, где, по легенде, родила-таки законного наследника, но сохранила ребенка в тайне. Василий III женился вторично, на Елене Глинской, и их сын – Иван IV Грозный - всю жизнь провел в страхе перед призраком «старшего брата», который мог заявить свои права на престол.
После этих событий род Сабуровых оказался в опале, а их владения, видимо, конфискованы. Во всяком случае, в середине XVI века селом Сабуровом уже владел боярин Иван Григорьевич Морозов. В 1558 году его вдова Агриппина Морозова подарила Сабурово с находящейся в нем церковью Воскресения Христова и еще 17 деревень митрополиту Московскому и всея Руси.
В качестве митрополичьих владений Сабурово прозябало почти целое столетие. Дело в том, что крестьянские души обычно не входили в дарственную и оставались за прежним хозяином, а новый владелец не всегда мог заселить обширные земли. В 1627 году в Сабурове насчитывалось «крестьян 2 двора, бобылей 4 и 15 пустошей». Но после того, как село передали в управление монахам Новинского монастыря, оно сильно разрослось. По сведениям 1678 года, село Сабурово состояло из монастырского двора, «11 дворов крестьян, людей в них 44 человека, 6 дворов бобыльских, в них 19 человек, да в бегах крестьянский сын». В другой описи 1685 года упоминаются монастырский двор, часовня на старом кладбище, 16 крестьянских дворов и 73 человека населения. К 1704 году дворов в Сабурове насчитывалось 23, а крестьянских душ – 81.
Наиболее полное описание Сабурова, проведенное в связи с секуляризацией церковных владений, относится к 1764 году: «Село Сабурово стоит на речке Бане, расстоянием от Москвы в 25 верст. Во оном селе по последней 744 году бывшей ревизии крестьянских 102 души. К этому селцу по писцовым дачам земли 464 чети с осминою в поле, а в дву потому ж. Во оном селе 11 осмаков с половиною, в половине 4 души. С тех осмаков денежных доходов в Экономическое ведомство ничего не собирается. Сенных покосов 320 копен. В том селе пашни казенной не имеется. Управителей, прикащиков и писцов никого не имеется. Работников в Синодальный дом не посылалось. В наличности казенного хлеба не имеется. Збирается со оных крестьян оброчных денег с каждой души по рублю, итого 102 рубли. За 6 пустошей збирается по 15 рублев. С мелниц помолных денег и хлеба не сбирается. Неокладных всяких экономических, с садов, огородов, за проданной скот и прочих доходов не платят. Не збираются выводные денги за баб и за девок. Земель и лугов, которые отдаются в оброк, не имеется. Оного селца обще со всех крестьян оброчного хлеба збирается управительского жалования ржи и овса по 2 четверти бес четверика. С пашни приплодного и пятинного не плотится. Столовой запас, также и конюшенных припасов не збирается. Управителей не имеется, а только збирается управительское хлебное жалование. За неимением грамоте вместо выборного старосты Ильи Иванова и десяцкого Федора Дмитриева села Ангелова церкви Николая чудотворца иерей Василий Михайлов руку приложил».
В конце XVIII века Сабурово было назначено центром Сабуровской экономической волости, в которую вошли села Ангелово, Куркино, Рождествено, Чернево, Юрлово, деревни Алешкино, Барашки, Бутаково, Ивановское, Марфино-Каменка, Назарово, Пенягино, Петрово, Путилково, Усково. Оно настолько расцвело, что местные крестьяне квалифицировались как «богато-зажиточные».
Своим благосостоянием Сабурово было обязано не сельскому хозяйству и не скотоводству (местные крестьяне скотины практически не держали), а промыслам – в селе находились мебельные мастерские. К моменту отмены крепостного права в Сабурове на 71 крестьянский двор приходилось 22 мебельные мастерские, в которых производился товар на 9000 рублей в год. Кроме того, местные женщины и девушки вязали на продажу шерстяные чулки и перчатки. Благодаря этому при отмене крепостного права местные крестьяне сохранили за собой практически все земельные угодья, излишки которых сдавали в аренду.
К 1899 году население деревни выросло до 512 человек, из которых больше половины занималось промыслами и лишь три десятка уходили работать на сторону. Кроме того, в Сабурове находилось имение титулярного советника Алексея Ивановича Смирнова. К 1911 году в деревне появилось земское училище и три чайных лавки. Достаточно благополучно складывалась судьба Сабурова и в советские годы: в нем располагались колхоз имени Димитрова, Сабуровский мебельный промколхоз, усадьба Сабуровского лесопаркхоза и школа 1-й ступени. В 1939 году в деревне проживало 600 человек. После войны начался постепенный отток населения, хотя в Сабурове сохранялся большой питомник для лесопосадок и опытные лесники.
Сегодня деревня Сабурово относится к Красногорскому району Московской области, до Красногорска ходит маршрутное такси.
дом 4 ,этаж 8, подъезд 1, кв 28.[/size][/color]